Почему изменены сроки переоснащения аналоговых тахографов?

16 декабря 2015 года в Минюсте был зарегистрирован приказ Минтранса, изменяющий сроки переоснащения транспортных средств, на которых уже установлены аналоговые тахографы согласно ЕСТР и осуществляются перевозки внутри страны. Согласно приказу до 1 июля 2016 года перевозчику необходимо заменить аналоговые тахографы на цифровые тахографы с блоком СКЗИ (согласно приказу Минтранса России N 36).

На вопросы отвечает эксперт ассоциации "Рустахоконтроль" Мирошин Геннадий Святославович:

"Основная цель, которую преследовал законодатель, когда принимал решение о замене одних моделей тахографов на другие – обеспечение контролирующих органов юридически значимыми данными, предоставленными на отчетных документах тахографа. Для этого необходимо заменить модели тахографов, не обеспечивающих защиту регистрируемых данных, на модели с криптографической защитой информации. Для решения данной задачи законодатель предусмотрел период до 2018 года.

Что же послужило причиной сокращения этих сроков? Это злоупотребление со стороны перевозчиков, которые в сговоре с мастерскими и производителями тахографов продолжали устанавливать модели, не предусмотренные законодательством. В основном это касалось такой схемы мошенничества, когда цифровые тахографы, не соответствующие функциональным требованиям, действующим на текущий момент, устанавливались «задним числом». Такие модели имело бы смысл запретить использовать в принципе, поскольку тахографами в юридическом смысле они не являются. Однако по непонятным причинам законодатель сократил сроки не для этих моделей, а для аналоговых тахографов, которые также выпадают из правового поля, но не являются единственными моделями, требующими скорейшей замены для реализации действенной системы контроля.

Решение о сокращении сроков эксплуатации, безусловно, окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения, потому что тахографы, не обеспечивающие юридическую значимость данных, для процедур контроля бесполезны. Установка таких устройств даже по дешевым мошенническим схемам – все равно неоправданные затраты для перевозчика, введенного в заблуждение нечистоплотной мастерской в сговоре с таким же производителем.

Если перевозчик установил тахограф, полностью выполняющий требования законодательства по обеспечению юридической значимости данных, то этот перевозчик имеет существенное преимущество, так как может защитить себя в любом судебном разбирательстве, и это положительный результат принятых решений о сокращении срока переоснащения моделями тахографов. Отрицательным фактором является то, что не все юридически бесполезные модели тахографов попали под это требование, и, конечно же, другим отрицательным фактором являются затраты на оплату переоснащения автомобиля, которые лягут на плечи перевозчика."


На вопросы отвечает руководитель мастерской "Планета 162" Туров Андрей Петрович:

"Когда этот приказ был на обсуждении в прошлом году, я был противником такого изменения. Сейчас после опубликования приказа Минтранс планирует за полгода переоснастить более миллиона грузовых машин, которые работают на аналоговых тахографах. На сегодняшний день, за два с половиной года мастерские сумели установить только 400 тысяч тахографов с блоком СКЗИ. По моему мнению, требования Минтранса нереально выполнить за такой короткий срок.

Я считаю, что аналоговый тахограф 1324 с шифрованным цифровым датчиком более защищен и точен в показаниях, нежели тахограф российского производства без блока СКЗИ. Но про них говорить нужно отдельно, непонятно, почему аналоговый тахограф запретили, а контрольное устройство без СКЗИ разрешено. Для перевозчиков переоснащение повлечёт за собой огромные расходы."


На вопросы отвечает Генеральный директор ООО "МОТУС" Ващик Роман Владимирович:

"Сокращение сроков эксплуатации аналоговых тахографов не повлияет на безопасность перевозок. Во-первых, данные тахографы выполняют те же функции, что и цифровые. Во-вторых, главная проблема заключается в контроле безопасности перевозок, и при этом неважно, каким тахографом пользоваться, если не контролировать его использование ни на дорогах, ни режимы труда на предприятии. В-третьих, все аналоговые тахографы были сертифицированы в составе европейских машин как компонент автомобиля, а российские же тахографы не прошли такую процедуру и имеют лишь письма от заводов изготовителей о возможности совместной эксплуатации.

Перевозчик, естественно, воспринимает нововведения исключительно в финансовой плоскости и, как правило, не пользуется заложенным функционалом в полном объёме. Современный цифровой тахограф, помимо основного назначения, может предложить сервис мониторинга транспорта, сервис контроля работы водителя, как нормо-часов, так и сервис «безопасное вождение», диспетчерскую связь и многие другие функции, которые востребованы на транспортных предприятиях.

Возможно, рынок тахографии ждёт очередная волна роста спроса, что поможет мастерским, а перевозчика, в этом случае, подтолкнут к очередным протестам. По-моему, будет хорошо, если создадут единую систему автоматизированного контроля, которая позволит инспекторам на дороге выявлять нарушения."

Источник http://rnsinfo.ru/materials/expert-opinion/law/2649/