Правильный техосмотр: тахограф как автокомпонент

В России в сфере коммерческих перевозок задействовано более 1,6 млн. единиц грузового автотранспорта и около 800 тыс. автобусов различной вместимости. Ежедневно сотни тысяч фур выходят в рейс, чтобы быстро и безопасно доставить по назначению тонны грузов, и ежедневно сотни тысяч пассажиров доверяют свою жизнь и здоровье общественному транспорту.

Последние несколько лет в нашей стране вопросу грузопассажирской безопасности уделяется повышенное внимание, так как любое ДТП в этой сфере грозит не только большими экономическими потерями, но и человеческими жертвами. Одним из последних совершенствований сферы грузопассажирских перевозок стал контроль режима труда и отдыха водителей. С 1 апреля 2014 года стала применяться ответственность за нарушения режимов труда и отдыха водителей, а также за отсутствие либо неисправность контрольного устройства – тахографа.

В течение 2014 года было составлено более 170 тысяч протоколов за нарушение статьи 11.23 КоАП РФ за отсутствие или некорректное использование тахографов. И, тем не менее, проверить более двух миллионов транспортных средств на дороге невозможно. Однако проконтролировать наличие тахографа и его работоспособность можно еще до выпуска ТС на линию – на этапе техосмотра. В связи со вступлением в силу с 1 января 2015 года Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) принципиально изменились требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства. Теперь тахограф официально является компонентом транспортного средства и обязан соответствовать всем требованиям, предъявляемым к автокомпонентам.

Технический осмотр автомобиля подразумевает проверку конструкции транспортного средства, а также его компонентов, на безопасность. При техосмотре контрольное устройство также должно проверяться на работоспособность и соответствие законодательству. Но сегодня тахограф как автокомпонент не внесен в технологическую (диагностическую) карту, выдаваемую при прохождении процедуры техосмотра.

Между тем, законодательные основания для проверки тахографа при техническом осмотре автомобиля имеются. С технологической стороны этот вопрос также разрешим. Чтобы упростить задачу операторам техосмотра, следует делать проверку по минимальным признакам. Так, если тахограф цифровой, то по его распечатке можно проверить все идентификационные данные автомобиля, мастерской, водителя, а также установить, соответствует ли тахограф документам и работает ли исправно. Распечатка при этом должна прикладываться к технологической карте. Напомним, на сегодня к установке допускается только 8 моделей цифровых тахографов: DTCO 3283, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, Drive 5, ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), EFAS V2 RUS.

Если тахограф аналоговый, то тахографический диск, который является собственностью водителя, к документации приложить нельзя. Однако можно делать ксерокопию диска. По ней можно проверить срок использования диска (должно быть не более 24 часов) и правильность заполнения идентификационных данных водителя. Таким образом, можно проверить, как минимум, работоспособность тахографа.

Для проверки данных тахографа при техосмотре не нужно принимать никаких дополнительных мер – юридически этот вопрос уже урегулирован Техническим регламентом. Необходимо лишь ввести пункт проверки контрольного устройства на коммерческих грузовых и пассажирских транспортных средствах в технологическую карту и провести небольшое обучение по обработке данных тахографа среди операторов-техников. «Предлагаемая мера не приведет к увеличению финансовой нагрузки, как на перевозчика, так и на организацию, проводящую техосмотр, - отметил эксперт организации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин. - Поскольку не потребует ни существенного увеличения времени проведения процедуры техосмотра, ни существенных вложений в оборудование и расходные материалы для техника. При этом позволит усовершенствовать контроль за правильной эксплуатацией тахографов и повысит безопасность на дорогах».