Проблемы выдачи карт тахографа

В период с 19 по 21 апреля текущего года в столице прошла IV Всероссийская Партнерская Конференция лидеров рынка тахографии РФ, посвященная теме: «Опыт и инновации в тахографической системе РФ и безопасности дорожного движения». Организатором конференции выступила Компания «ШТРИХ-М». Мероприятие проводилось в ведущем пятизвездочном бизнес-отеле России Crowne Plaza Moscow World Trade Centre.

В рамках конференции были освещены результаты работы компании по внедрению тахографического контроля, последние изменения в законодательстве РФ в части тахографии и перспективы развития рынка.

С темой, посвященной рассмотрению основных положений Программы сети распространения и послепродажного обслуживания карт тахографа, выступил Иван Юрьевич Морарь - начальник службы НТЦ Атлас. По его словам, рынок тахографов постоянно растет. Для сравнения, объем рынка тахографов в 2013 году насчитывал порядка 800 единиц приборов, в то время как в 2014 году объемы возросли до 180 тысяч. При этом, только за первый квартал 2015 года российский рынок тахографов насчитывает уже 95 тысяч. Однако вместе с ростом рынка добавляются и свои сложности. Так, по словам Ивана Юрьевича, срок выдачи крат по-прежнему остается слишком долгим, даже, несмотря на то, что удалось добиться и снизить сроки производства карт почти в два раза. За счет логистики и длинной цепочки поставки карт все равно остаются слишком долгими по времени и постоянно возникают претензии по данному поводу.

Еще одна проблема связана с низким покрытием территории Российской Федерации. Несмотря на то, что карты уже третий год распространяются, покрытие все равно остается достаточно низким. Регулярно, как пояснил Морарь, поступают жалобы от водителей по поводу того, что они не могут разблокировать карты.

По словам начальника службы НТЦ Атлас, для устранения всех этих проблем было решено разработать и ввести на рынок новую программу сети распространения и послепродажного обслуживания карт тахографов. Сделано это было для того, чтобы как-то оградить всех участников сети от мошенников и случайных компаний, которые нацелены только на извлечение моментальной прибыли и абсолютно не интересуются вопросами обеспечения безопасности водителей. Также было введено заграждение на вхождение в эту сеть. Первое, естественно, – наличие лицензии ФСБ, что требуется от регулятора. Второе – регистрация в перечне мастерских ФБУ. Третье требование касается сроков: деятельность в области тахографии, навигации, диспетчеризации, техническом обслуживании автотранспортных средств должна вестись не менее одного года.

Как показывает опыт, сегодня на рынке появляется слишком много случайных компаний. Именно для таких компаний-однодневок, приходящих только для того, чтобы собрать деньги и исчезнуть и будут установлены некоторые заграждения на вхождение в сеть. Морарь кратко рассказал о самой структуре сети. По его словам, она будет двухуровневой. Дистрибьюторы и дилеры должны будут открывать пункты выдачи карт тахографов, в которых будет осуществляться реализация карт и послепродажное обслуживание карт – разблокировка, прием на ремонт и прочее.

И дилеры, и дистрибьюторы могут привлекать исполнителей. Очевидно, что одной компании нет смысла открывать 20-30 пунктов выдачи по стране. С одной стороны, необходимо привлекать исполнителей, но с другой - исполнители не являются участниками сети, они самостоятельно не действуют, а руководствуются только тем проектом, который их привел.

Производителю карт тахографов необходимо, считает Морарь, устанавливать план продаж для того, чтобы можно было как-то регулировать рынок и ударживать компании на уровне. Дистрибьюторам будет предъявляться требование к выполнению этого плана продаж, в отношении дилеров такое требование не предусмотрено. Дистрибьюторы будут сами развивать дилерские сети, но при этом согласовывать с производителем привлечение дилеров.

Кроме этого, сегодня на рынке наблюдается не очень позитивное явление – вместо того чтобы развиваться вширь, происходит «тусование» тех мастерских, клиентов и уровня, который уже есть между дистрибьюторами. Всё это в результате не приводит к территориальному покрытию страны, поэтому дилеры и дистрибьюторы должны открывать пункты выдачи, причем, чем больше их, тем лучше для водителей.

Важно, подчеркнул Морарь, наладить контакт с дилерами в рамках программы. Для обеспечения работы всей сети была проведена некоторая стандартизация деятельности в сети. Таким образом, каждый из участников получит четкий регламент выполнения, какие работы он должен выполнять, какую деятельность должен осуществлять, чтобы мог провести экономическую оценку. Не секрет, что ФАС очень плотно интересуется всеми участниками распространения карт, соответственно, и для ФАСа это будет просто. Есть четкий регламент работ, операции, которые должны выполняться, есть услуги, которые должны оказываться, следовательно, ФАС легко и просто может сравнить деятельность компаний на этом рынке.
Морарь выделил основные направления видов деятельности: распространение крат тахографа, гарантийное обслуживание карт тахографов, не гарантийное обслуживание, сбор и утилизация карт тахографов, логистика, делопроизводство по заявлениям, контроль и управление деятельностью дилеров. Последний вид деятельности распространяется только на дистрибьюторов.

В рамках распространения крат тахографов определены услуги, которые должны оказывать все: и дилеры, и дистрибьюторы. Первое – это подача заявления. Дистрибьюторы и дилеры должны принимать заявления, консультировать по вопросам устранения замечаний к заявлению, информировать о текущем статусе обработки документов и выдаче выпущенных карт.

В рамках гарантийного обслуживания должны оказываться следующие услуги: прием рекламации на карты тахографа, консультирование заявителей по вопросам подачи рекламаций, информирование о текущем статусе рассмотрения исполнения рекламаций, выдача отремонтированной карты, отзыв, либо блокировка карты тахографа, консультирование по вопросам блокировки, информирование заявителя о статусе отзыва его карты. В рамках не гарантийного обслуживания карты тахографа указываются три услуги - разблокировка карты, консультирование по вопросам разблокировки карты и восстановление утраченных данных, необходимых для разблокировки карты. При этом, сбор и утилизация карт тахографов не входит в перечень оказываемых услуг. Эти обязательства будут возложены на дилеров и дистрибьюторов. Здесь речь идет именно об операциях, а не услугах. Утилизация собранных карт включает оформление документов, соответственно, документы, акты по экземплярам учета должны быть впоследствии предоставлены производителю.

Подробнее Морарь остановился на качестве работы дистрибьюторов, пояснив, что необходимо, чтобы дистрибьюторы управляли не только деятельностью, но и контролировали качество услуг дилеров, работающих с ними. Здесь можно выделить несколько основных направлений деятельности дистрибьюторов: соответствие требованиям, заданным производителем, управление и координация деятельности дилеров. Для реализации поставленных задач планируется ввести некоторые плановые нормо-часы. Например, сколько времени должно отводиться на прием заявления, на осуществление тех или иных операций: сканирование, заполнение документов. Исходя из этих нормо-часов, можно будет рассчитывать трудозатраты, стоимость услуги, и у ФАС не возникнет никаких вопросов.

Что касается ценовой политики, то, отметил Морарь, ранжирования по ценам пока не будет, потому что рынок еще слишком мал. Цена будет устанавливаться для конечного потребителя карт, и, как заявил Морарь, составит примерно 2500 рублей, что вполне разумно и оправдано. Дистрибьюторы и дилеры будут компенсировать свои затраты за счет перепродажи карты, плюс взятие денег за оказание перечисленных услуг.
Говоря о ситуациях, когда есть гарантийный случаи неисправности карт и необходимость компенсации затрат, Морарь пояснил, что будет введена компенсация дилеров и дистрибьюторов. Под непартийное обслуживание попадает только разблокировка карты – она будет оказываться на возмездной основе.

Сегодня качество подаваемых заявлений до сих пор оставляет желать лучшего, именно поэтому будет браться компенсация за те заявления, по которым не может быть выпущена карта в связи с тем, что предоставлены недостоверные, противоречивые либо неполные сведения. То есть получается, что производитель отработал, а карту в перечень внести невозможно.

Что касается средств автоматизации, то последние два года показали, что есть проблемы и с использованием средствами автоматизации, и с использованием инструментов для работы с картами. Производитель будет авторизовать те средства автоматизации и инструменты для работы с картами, которые не портят карты. Дилеры и дистрибьюторы будут использовать те инструменты, которые авторизовал производитель. Морарь подчеркнул, что быстро это реализовать не удастся, но список будет все время расширяться.

Еще одним вопросом, затронутым начальником службы НТЦ Атлас в ходе выступления на конференции стал вопрос об изменениях статусов организации выдачи карт в самой сети. Естественно, дилеры могут переходить на уровень дистрибьютора, дистрибьюторы терять свой уровень и попадать на уровень дилера. Может быть вообще прекращено сотрудничество в связи с невыполнением программы сети, либо причинением ущерба деловой репутации любому из участников. Сегодня уже появляется информация о том, что конкуренция приобретает недобросовестный характер, компании отоваривают друг друга лишь бы получить клиентов. Такие случаи необходимо сразу же устранять, ведь, кто не может честно конкурировать – не должен занимать место на рынке.

Источник http://rnsinfo.ru/news/1182