Тахограф должен изменить отношение перевозчиков к безопасности на дорогах

На протяжении более чем полутора лет в нашей стране компании, специализирующиеся на пассажирских перевозках, обязаны выполнять требования, предъявляемые к труду и отдыху, а также регистрировать отдых водителей при помощи специальных приборов – тахографов. Время идет, и, потому, имеет смысл оценить произошедшие изменения не только на дорогах, но и в законодательной базе, а также в сознании наших соотечественников.

К сожалению, улучшений в показателях аварийности не наблюдается. За десять минувших месяцев 2015 года пассажирский транспорт становился участником 4012 дорожных аварий, что на 8,1% больше, чем в прошлом году. Погибшими в этих авариях стали 268 человек, на 28,8% больше в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Ранения различной степени тяжести получили 6272 человека, что также больше, чем год назад на 12%. Получается, что растет число ДТП, и, одновременно с этим, тяжелее и трагичнее становятся последствия. Из общего числа аварий 12 804, 8,5% приходится на ДТП, произошедшие из-за водителей грузовых и пассажирских транспортных средств. В них погибло 8,8% человек из общего числа жертв (1667 человек), пострадало 9,2% из общего числа раненных – 17459 человек.

По словам экспертов, данная тенденция связана с достижением некой критической массы, накопленной за годы и проявившей эффект только сейчас. Рост числа автобусов, находящихся в собственности физлиц, сокращение количества автобусов, принадлежащих юрлицам, сказывается на уменьшении ответственности. Технический осмотр или вообще не проводится, или его данные значительно фальсифицируются, то же самое происходит и с осмотрами до и после рейсов. В результате, водители всегда работают сверх положенной нормы, исходя из того, что доход физлиц находится в прямой зависимости от числа совершенных рейсов, а не от обеспечения безопасности. Сегодня доля физлиц на рынке, специализирующимся на перевозках пассажиров, больше, чем юрлиц. К примеру, за физическими лицами числятся 440 198 единиц транспорта, а за юридическими лицами – 437 873. С одной стороны, может показаться, что разница не значительная, чего не скажешь о последствиях. Помимо этого, пока на физлица не распространяется требование по обязательному оснащению транспорта тахографами, а контролирующие органы, в свою очередь, не имеют достаточных оснований для проверки водителей на предмет выполения ими РТО (режима труда и отдыха). Вместе с тем, нельзя исключать, что какая-нибудь пятая подряд смена станет для водителя роковой, и, уснув за рулем, он окажется на встречной полосе или попадет в кювет вместе с пассажирами.

Нынешний год оказался богатым на разработку важных поправок к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». В рамках изменений, предлагается ввести единый свод правил для всех перевозчиков, не разделяя их по формам собственности транспорта. Согласно законопроекту, физлица смогут пользоваться только специальными остановками, предназначенными для отдыха продолжительностью более восьми часов. Автобусы в обязательном порядке должны быть оснащены тахографами, а требования соблюдать режим труда и режим отдыха станет обязательным для всех перевозчиков. Безусловно, необходимыми станут и другие доработки, поскольку важно не только осуществить проверку тахографа на предмет его наличия, но и проинформировать инспекторов о деталях работы устройства, чтобы можно было четко определить нарушение, за которое грозит штраф. К примеру, не исключено, что первый раз неправильную работу тахографа или неверную установку карточки, водитель объяснит своим незнанием и неопытностью, однако во второй и все последующие разы – это может быть ничем иным как стремлением что-то скрыть.

Перспективным нововведением отечественной тахографии могло бы стать создание четкого алгоритма, необходимого судам при рассмотрении показаний тахографов и принятии решений. Тахограф вполне мог бы стать, в аналогии с самолетами, черным ящиком, и, тогда масштабы его ответственности не ограничивались бы только лишь салоном транспортного средства и доходили бы даже до уровня судебных разбирательств.

Согласно статистике, в странах Европы с введением тахографов, количество аварий с грузовыми и пассажирскими транспортными средствами уменьшилось на 22%, а число аварий, заканчивающихся смертями людей, снизилось на 55%. Все эти результаты удалось достичь не за один десяток лет. По словам эксперта «Рустахоконтроля» Геннадия Мирошина, нашей стране необходимо для достижения подобных успехов гораздо меньше времени, поскольку в европейских странах изначально были введены аналоговые тахографы, позволяющие без труда манипулировать записанной информацией, и, в то же самое время, делающие практически невозможным факт обнаружения подобных манипуляций. Когда европейцы приняли решение о замене аналогового прибора на цифровой, вот тогда и появились положительные сдвиги в дисциплине водителей. В России, уверен Мирошин, необходимо порядка 5-10 лет, и эффект от применения цифровых тахографов будет очевиден.

Свою лепту в популяризации тахографов вносят СМИ, освещающие аварии, произошедшие с участием автобусов и маршруток. В каждом рассмотрении такой дорожной трагедии акцентируется внимание на состоянии водителя, который зачастую просто заснул за рулем, устав от напряженного графика.

Геннадий Мирошин уверен, что каждый человек вскоре осознанно будет выбирать только ответственного и добросовестного перевозчика, которого заботят в первую очередь не вопросы личной выгоды, а вопросы безопасности пассажиров.

Источник http://rnsinfo.ru/materials/articles/security/2520/