Тахографы и закон в 2016 году

11 месяцев текущего года показали печальную статистику, согласно которой более 9,7 тысяч дорожно-транспортных происшествий случилось за указанный период с участием грузовых транспортных средств. Аварии унесли жизни более полутора тысяч человек, а почти 12,5 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Не менее плачевной выглядит статистика пассажирского транспорта. Так, в течение указанного периода в нашей стране произошло 4,5 тысяч ДТП, унесших жизни 309 человек и сделавших раненными свыше семи тысяч человек. Страны Европы еще в 70-ые годы поняли, что главное в организации работы водителей, это не контроль получаемой ими прибыли, а обеспечение безопасности на дорогах. Тогда там подняли вопрос о необходимости соблюдения режима труда и отдыха, и было принято решение – оборудовать каждое пассажирское и грузовое транспортное средство тахографами – приборами, отвечающими за соблюдение скорости и контроль рабочих режимов водителя за рулем.

Оснащать транспорт тахографами в России начали только в 2014 году, с апреля 2015 года необходимость установки прибора для грузовых и пассажирских транспортных средств стала обязательной. Несмотря на вступление закона в силу, в текущем году Госавтоинспекцией было выписано свыше 264 тысяч протоколов по причине отсутствия тахографа, 7,7 тысяч штрафов водители получили по причине несоблюдения ими режима отдыха и труда. В разных городах России регулярно проходили форумы и конференции, велись обсуждения в Правительстве, посвященные необходимости развития тахографической системы контроля в России, системы, благодаря которой в европейских странах число дорожных аварий снизилось на 22%, а количество человеческих смертей на 55%.

Тема безопасности в сфере пассажирских перевозок активно прорабатывалась представителями Совета Федерации, Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, управления надзорной деятельности ГИБДД МВД РФ, ГУП «Мосгортранс», ФБУ «Росавтотранс», Российского автотранспортного союза, экспертного центра «Движение без опасности». Однако принципиально важным фактором, негативно сказывающим на реализации необходимой работы в области развития тахографической системы в России, стало нежелание достаточно большого числа перевозчиков следовать базовым нормам соблюдения дорожной безопасности.

Таким людям в следующем году придется встретиться с целым комплексом перемен. В текущем году были рассмотрены поправки к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», которые вступят в силу уже в начале 2016 года. Согласно этим изменениям, будут ужесточены требования, предъявляемые ко всем владельцам автобусов и грузовиков, невзирая на вид собственности. Только малой долей грядущих в рамках закона изменений можно назвать обязательную установку и использование тахографа, поездку с обязательными остановками, увеличение штрафов до 3-5 тысяч рублей.

Помимо этого законодателями и представителями автомобильной отрасли был продуман момент о том, каким образом смогут водители извлекать выгоду, используя тахографы. В новом году суды смогу рассматривать зафиксированные тахографами данные, разбирая аварии на дорогах, что позволит добросовестным водителям доказать свою невиновность, если возникнет спорная ситуация, и водителя, к примеру, обвинят в превышении скоростного режима. Тахограф, фиксирующий каждую сделанную водителем остановку и ее продолжительность, поможет разобраться и в тех случаях, когда уснувший за рулем водитель не смог оперативно отреагировать на дорожную ситуацию, что привело к тяжелым последствиям.

Благодаря прибору у водителя всегда будет информация о пройденных им километрах, и, если он не нарушал нормы, то всегда может доказать, что более чем 1000 километров без остановки он не ехал, соблюдая требования режимов труда и отдыха.

В новом году инспекторы ГИБДД будут хорошо осведомлены об особенностях тахографа, смогут при проверке определить была ли произведена с прибором какая-либо махинация. От министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева даже поступило предложение об организации специального обучающего курса, позволяющего получать необходимые знания для эффективного контроля. По словам эксперта ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, в ходе многих проведенных совещаний поднимался вопрос об ответственности производителей и мастерских за случаи неработающего или работающего неправильно тахографа, и этот вопрос также будет проработан.

Таким образом, законодатели в уходящем году подошли к рассмотрению всех проблем в сфере российской тахографии комплексно и всесторонне, учитывая случаи высокой аварийности грузового и пассажирского транспорта и влияние человеческого фактора. Однако, только когда безопасность в процессе организации перевозок будет стоять в приоритете, только в этом случае удастся снизить количество аварий и избежать человеческих жертв.

Источник http://rnsinfo.ru/materials/articles/law/2602/